Виза и разрешение на пребывание при учреждении компании в Германии
Для создания нового предприятия разрешение на пребывание чаще всего не требуется. Для решения большинства задач на этапе формирования новой компании достаточно приобрести Шенгенскую визу, часто именуемую деловой визой. Она позволяет владельцу пребывать в Германии до 90 дней. Но При этом нужно понимать, что основание нового предприятия в Германии никаким образом не гарантирует последующей выдачи разрешения на пребывание.
В каких случаях нужно разрешение на пребывание?
Разрешение на пребывание необходимо в тех случаях, когда иностранный гражданин намеревается руководить предприятием по месту его нахождения. Предпринимателям из стран, не входящих в состав ЕС, т.е. россиянам, необходимо разрешение на пребывание с целью самостоятельной занятости.
Самостоятельная занятость
Самостоятельная занятость – это деятельность, которой предприниматель (в том числе представители фрилансерских профессий) занимается от собственного имени, за свой счёт и на свой риск. Самый распространенный пример среди российских инвесторов – это участники обществ с ограниченной ответственностью (ГмбХ), владеющие большей долей в предприятии и способные влиять на решения общества, а также представительные органы юридических лиц (управляющий ГмбХ и члены правления акционерных обществ) и прокуристы.
Условия предоставления разрешения на пребывание
Разрешение на пребывание с целью самостоятельной занятости предоставляется иностранным гражданам на основании §21 Федерального закона о пребывании, трудовой деятельности и интеграции иностранцев может быть предоставлено, если
- Существует экономический интерес или региональная необходимость в такой деятельности
- От деятельности ожидается положительное влияние на экономику
- Осуществление деятельности обеспечено наличием собственного капитала или согласием кредитного учреждения на выдачу займа
Экономический интерес и региональная потребность
Экономический интерес или региональная потребность существуют в том случае, если запланированные инвестиции будут содействовать созданию и/или гарантировать сохранность существенного количества рабочих мест, либо запланировано создание производственного предприятия для высококачественных (перспективных для будущего) или особенно экологически безвредных продуктов.
Процедура получения разрешения на пребывание
Перед въездом в Германию подается заявление в посольство или консульство ФРГ на получение национальной немецкой визы. Оно, в свою очередь, направляет запрос в ведомство по делам иностранцев того региона, где предполагается постоянное местонахождение. При принятии решения по каждому запросу ведомство по делам иностранцев регулярно обращается в местные экономические ведомства. В некоторых случаях, когда необходимы профессиональные знания для оценки, то могут посылаться запросы и в специализированные учреждения.
Факторы, влияющие на принятие решения
Для принятия решения по предприятиям занятым в сфере розничной торговли или услуг решающим фактором может стать даже то, увеличивается ли конкуренция в отрасли, где на рынке не хватает игроков. Также принимаются в расчёт снабженческие и коммунально-политические факторы. Одним из критериев оценки является перенасыщенное снабжение или недостаточное снабжение соответствующей ниши рынка определёнными товарами или услугами.
Для получения разрешения на пребывание только положительной оценки бизнеса недостаточно. Репутация самого заявителя также не должна вызывать никаких сомнений. Препятствием в получении визы, например, могут стать какие-либо нарушения законодательства заявителем в прошлом. Наличие соответствующей квалификации и опыта работы также подробно анализируются. Кроме того, иностранцы, которым более старше 45 лет, должны доказать наличие соответствующего обеспечения по старости.
Нововведения в немецкое законодательство, вступившие в силу с 1 августа 2012 года
Предыдущая редакция закона говорила о том, что экономически выгодным могло признаваться предприятие, в которое инвестировалось минимум 250.000 евро и создавались 5 рабочих мест. Реформа 2012 года упразднила это положение и в настоящий момент конкретных цифр законом не предусматривается.
Причины изменения законодательства
Реформа 2012 года внесла значительные изменения в §21 закона о пребывании иностранцев. Бундестаг обосновал необходимостью упрощения условий для самостоятельной предпринимательской деятельности иностранцев, ссылаясь на то, что административная и судебная практика последних лет, касающееся применения § 21 закона о пребывании иностранцев требовала практически в каждом случае от иностранного инвестора инвестиций в размере 250.000 евро и создания 5 рабочих мест. Реформа 2012 призвана изменить такой строго формальный подход.
Тенденции в сфере иностранного бизнеса в Германии за последние 10 лет
Законодатель полностью отказался от определения каких-либо конкретных цифр, являющихся условием для получения разрешения на пребывание с целью самостоятельной занятости. Правовая ситуация инвестора в 2012 г., желающего управлять компанией по месту ее нахождения в Германии, крайне схожа с ситуацией 2002 года. Тогда закон также не требовал от инвестора ни какой-либо определенной суммы инвестиции, ни определенного числа рабочих мест. Несмотря на то, что за последние семь лет по статистикам торгово-промышленных палат количество регистрируемых в Германии коммерческих предприятий постоянно уменьшается, это не привело к тому, что инвесторы из стран наследников Советского Союза, планирующие деятельность в Германии на уровне малых и средних предприятий могут рассчитывать на особый интерес германских властей или экономических государственных ведомств. Более того требования к профессиональности структуры инвестиционного проекта за последние десять лет значительно возросли.
Внедрение изменений иммиграционного законодательства в практику
Изменения в законе начнут давать первые положительные практические результаты лишь через несколько лет, предположительно через 2-3 года. Это связано с инертностью исполнительной власти и ее нежеланием отказаться от применения привычных критериев, в том числе суммы инвестиции (от 250.000 евро и выше). Первые же судебные решения в вопросах применения §21 стоит ожидать не ранее чем через 2 года. Это затяжное развитие уже подтверждает и практика согласования актуальных инвестиционных проектов. Возможность различной трактовки и оценки описанных выше критериев получения разрешения на пребывание несёт в себе как шанс, так и риск для инвестора. Сможет ли инвестор воспользоваться шансами, которые предоставила реформа 2012 года, будет в значительной мере зависеть от профессионального планирования и сопровождения инвестиционного проекта.